Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Сведения о наличии в МДОАУ «Детский сад № 98 г. Орска» специально оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Для организации образовательной деятельности в МДОАУ «Детский сад № 98 г. Орска» функционирует 8групп - 6 групп общеразвивающей направленности,
2 группы комбинированной направленности.
В состав каждой групповой ячейки входят:
1. Приемная - предназначена для приема детей и хранения верхней одежды.
2. Групповая - предназначена для проведения игр, занятий и приема пищи.
3. Спальня - предназначена для организации дневного сна детей.
4. Буфетная - предназначена для хранения и мытья столовой посуды.
5.Туалетные помещения делятся на умывальную зону и зону санитарных
узлов
Объекты для проведения практических занятий
Сведения о наличии объектов для проведения практических занятий, приспособленных для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Музыкальный зал
Музыкальный зал предназначен для проведения музыкальной деятельности с группами детей всех возрастов, индивидуальной работы и кружковой деятельности. А также проведения праздников, развлечений, спектаклей. Техническое оборудование музыкального зала соответствует современным требованиям:
- электронное пианино
- музыкальный цент
- телевизор
- микрофоны
Созданная развивающая предметно-пространственная образовательная среда в музыкальном зале позволяет успешно реализовать образовательную программу дошкольного образовательного МДОАУ «Детский сад № 98 г. Орска»:
Кабинет педагога-психолога
Кабинет психологической службы функционирует с 2011 года, располагаются на втором этаже детского сада, в правом крыле здания. Цвет стен, пола, мебели, жалюзи подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. Мебель в кабинете установлена в контексте общей композиции. Освещение в кабинете соответствует нормам.
С учетом задач работы детского психолога помещение территориально включает несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.
- Консультативная зона: мягкая мебель.
- Рабочая зона: письменный стол, кресло, шкафы для хранения методических материалов, дидактических игр и игрушек, библиотека.
- Зона развивающих занятий: детский стол и стульчики, мольберт, полочки для расположения наглядности.
- Психотерапевтическая зона: стеллажи для хранения изоматериалов и наборов игрушек, песочница
Физкультурный зал
Физкультурный зал, предназначен для проведения утренней и ритмической гимнастики, физкультурных занятий с группами детей всех возрастов и индивидуальной работы, а также для проведения спортивных праздников, развлечений, досугов, соревнований.
Оборудование зала включает:
- игровое спортивное оборудование;
-оборудование для профилактики плоскостопия (канат, гимнастические палки, массажные дорожки)
- разнообразный спортивный инвентарь для физического развития детей разного возраста (мячи, обручи, гантели, флажки, ленты, скакалки, веревочки, мешочки для метания, гимнастические палки, набивные мячи, кегли и др)
Спортивная площадка
Спортивная площадка предназначена для проведения занятий по физической культуре, спортивных и подвижных игр, досуговых мероприятий, праздников с воспитанниками, в том числе с детьми- инвалидами и с детьми с ОВЗ. На площадке имеется спортивное оборудование:
- Беговая дорожка
- Рукоход
- Секция для подвисных снарядов
- Дуги для подлезания
- Гимнастическая стенка
- Прыжковая яма
- Баскетбольные кольца
Для укрепления здоровья детей в летний оздоровительный период с использованием естественных, природных факторов в детском саду организована «дорожка здоровья», где используются различные поверхности (песок, искусственная травка, галька, спилы).
На асфальтовом покрытии детского сада около каждой прогулочной площадки обозначены места для подвижных спортивных игр.
Изостудия
Данное помещение используется для:
- индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми по изобразительной деятельности
- диагностического обследования детей с целью определения уровня освоения изобразительных умений и навыков;
- консультации педагогов, родителей по проблемам изобразительной деятельности детей;
- оформительской деятельности.
Кабинет пропорционально и хорошо освещён. Общий фон кабинета выполнен в оттенках спокойных тонов. Кабинет оформлен согласно основного принципа оформления помещения. В кабинете накоплен богатый материал и литература, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, позволяющая глубже изучить народное искусство, нетрадиционные техники рисования.
Кабинет учителя-логопеда
В логопедическом кабинете при организации развивающей среды созданы и наполнены необходимым оборудованием зоны, отражающие развитие всех сторон речевой деятельности: словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и речевого общения.
Прогулочные участки
На территории детского сада находятся 9 прогулочных участков. Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки установлен теневой навес. Участки оснащены малыми архитектурными формами и игровым оборудованием.
Прогулочные участки предназначены для прогулки, наблюдения, игровой деятельности, самостоятельной двигательной активности, индивидуальной работы, трудовой деятельности с детьми, в том числе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
Библиотека
Библиотека, укомплектована печатными и (или) электронными учебными
изданиями, в том числе изданиями для обучения и воспитания инвалидов
и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В МДОАУ «Детский сад №98 г. Орска» функционирует библиотека, расположенная в методическом кабинете. Библиотека образовательной организации оснащена оборудованием, обеспечивающей свободный доступ к сети Интернет, работу с компьютером, электронными и цифровыми ресурсами: МФУ HP, цветной принтер EPSON, компьютер, ноутбук DELL, видеокамера SONY, ламинатор. Имеется интернет, доступ к информационным системам и библиотечному фонду каждому сотруднику.
Деятельность библиотеки регламентируется нормативно-правовыми актами: положение о библиотеке, правила пользования библиотекой, порядок учета библиотечного фонда, инвентарная книга, положение о порядке доступа работников общеобразовательного учреждения к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности.
В библиотеке ДОО размещены методические, печатные, периодические, электронные издания, которые находятся в свободном доступе для педагогов для реализации образовательной программы. Библиотечный фонд укомплектован методическими изданиями по всем входящим в реализуемую ДОО образовательную программу дошкольного образования МДОАУ «Детский сад № 98 г. Орска» образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие» (включает в себя и методические издания по коррекционной работе с детьми ОВЗ), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Психологическое сопровождение».
Учебные издания, используемые при реализации образовательной программы дошкольного образования, определяются дошкольным учреждением, с учетом требований ФГОС ДО, а также примерных образовательных программ дошкольного образования.
Методические издания частично соответствуют ФГОС ДО (выпущены с 2000 – 2015 год). Обеспеченность наглядными и учебными пособиями – 92%, книжный фонд библиотеки составляет – 414 экземпляра литературы, в том числе детской художественной, имеется медиатека, видеотека, каталог электронных образовательных ресурсов.
Библиотечный фонд ДОО включает в себя периодические издания: «Дошкольное воспитание», «Управление ДОУ» (комплект), «Инструктор по физического воспитания», «Логопед», «Дошкольное воспитание», «Музыкальный руководитель», «Справочник руководителя», «Справочник старшего воспитателя», «Справочник педагога-психолога», «Методист ДОУ».
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, используемых при реализации образовательных программ: образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Электронные учебные издания: 21 экземпляр.
Всего: 1034 экземпляра.
Спортивные объекты
Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Физкультурный зал
Физкультурный зал, предназначен для проведения утренней и ритмической гимнастики, физкультурных занятий с группами детей всех возрастов и индивидуальной работы, а также для проведения спортивных праздников, развлечений, досугов, соревнований.
Оборудование зала включает:
- игровое спортивное оборудование;
-оборудование для профилактики плоскостопия (канат, гимнастические палки, массажные дорожки)
- разнообразный спортивный инвентарь для физического развития детей разного возраста (мячи, обручи, гантели, флажки, ленты, скакалки, веревочки, мешочки для метания, гимнастические палки, набивные мячи, кегли и др)
Спортивная площадка
Спортивная площадка предназначена для проведения занятий по физической культуре, спортивных и подвижных игр, досуговых мероприятий, праздников с воспитанниками, в том числе с детьми- инвалидами и с детьми с ОВЗ. На площадке имеется спортивное оборудование:
Беговая дорожка
Беговая дорожка замкнутая, расположена на дополнительной площадке. Шириной 1,5 м. беговая дорожка прямая (для бега на 30м.) длиной 40 м.Поверхность грунтовой дорожки ровная и упругая. Дорожка предназначена для развития с коростных качеств ребенка, для развития ловкости и координационных способностей.
Рукоход
Состоит из лестницы горизонтально закрепленной на стойках. Высота 1,05 м. ширина 50 см. расстояние между перекладинами 1,5 см. длина лестницы 3-4 м. Упражнения на рукоходе укрепляют мышцы рук, спины, живота.
Секция для подвисных снарядов и метания
Используется для упражнения метания в цель. Позволяет развивать мышцы плечевого пояса и глазомер ребенка.
Состоит из рамы с закрепленными на верхнем основании крюками. Предназначена для подвешивания качелей, веревочной лесенки, каната для лазания (гладкого и с узлами), мячей. Предназначена для подтягивания, развивает силу крупных групп мышц.
Дуги для подлезания
(дуги высотой 40, 50, 60 см, шириной 50, 60, 70 см. расположены на расстоянии 80-100 см. друг от друга, предназначены для упражнений в подлезании, перелезании, прокатывании мячей)
Гимнастическая стенка
Высота до трех метров четырех-трех пролетная. Ширина пролета 70-80 см. расстояние между перекладинами 22 см. на стенке дети упражняются в лазании, перелезании с пролета на пролет для выполнения гимнастического упражнения. Воспитывает ловкость, смелость и привычку к высоте.
Прыжковая яма
Яма для прыжков длиной 3-4 м. шириной 1,5-2 м. дорожка для разбега 810 м. ширина ее 80-100 см. планка для отталкивания на расстоянии 20-30 см. от края яма. Яма заполнена песком смешанным с опилками. Яма предназначена для обучения прыжкам в длину с места и с разбега.
Баскетбольная, волейбольная площадка
Баскетбольная площадка имеет два баскетбольных щита. Предназначена для игр и упражнений с мячом, совершенствует навыки основных движений детей, развивает крупные и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей. Эти упражнения способствуют развитию точности, координации движений, улучшению двигательной реакции детей, воспитывают выдержку, уверенность и решительность.
Волейбольная площадка оборудована сеткой (длиной 8,5 м, шириной 70-80 см.). высота верхнего края сетки определяется уровнем поднятой вверх руки плюс 10см. высота стоек для сетки 130-150 см. площадка предназначена для игр с мячом с двумя командами. Это броски через сетку разными способами, в направлении определенного игрока и ловля мяча.
Для укрепления здоровья детей в летний оздоровительный период с использованием естественных, природных факторов в детском саду организована «дорожка здоровья», где используются различные поверхности (песок, искусственная травка, галька, спилы).
На асфальтовом покрытии детского сада около каждой прогулочной площадки обозначены места для подвижных спортивных игр.
Центры двигательной активности в группах
Функциональное назначение: проведение оздоровительно-профилактической работы с детьми в группе, развитие двигательной активности и физических качеств детей, в том числе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
Оборудование в физкультурных уголках в группах включает:
-картотеки (подвижных игр, физкультминуток, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна);
-демонстрационный материал (альбомы, открытки и т.д.);
-атрибуты для выполнения ОРУ (цветные ленты, флажки);
атрибуты для подвижных игр (комплект масок);
-атрибуты для игр с прыжками (скакалки, обручи, кубики, кегли);
атрибуты для игр с бросанием, ловлей, метанием (мячи разного диаметра, мешочки с песком, кольцебросы);
игры: настольные спортивные (хоккей, футбол), дидактические о спорте: лото, настольно-печатные игры, разрезные картинки др.;
-атрибуты для проведения оздоровительных и закаливающих мероприятий (массажные «дорожки здоровья» массажные мячи);
-атрибуты для дыхательной гимнастики;
-атрибуты для выполнения гимнастики для глаз.
Средства обучения и воспитания
Информация о средствах обучения и воспитания
в МДОАУ «Детский сад № 98 г. Орска», приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Для осуществления образовательной деятельности с обучающимися (воспитанниками), в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в МДОАУ «Детский сад № 98 г. Орска» используются различные средства обучения и воспитания. Средства обучения и воспитания соответствуют принципу необходимости и достаточности для организации образовательной, коррекционной работы, медицинского обслуживания, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса.
Согласно п.26.ст.2 ФЗ от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», к средствам обучения и воспитания относятся приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в т.ч. музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно - коммуникативные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда включает в себя: спортивный зал, музыкальный зал; кабинеты: методический, педагога-психолога, учителя-логопеда, изо-студию, групповые помещения.
Для реализации информационно-коммуникационной технологии в образовательном процессе в МДОАУ «Детский сад № 98 г. Орска» созданы необходимые условия, позволяющие сопровождать образовательные отношения в информационном режиме. В МДОАУ функционирует электронная почта, имеется выход в интернет, разработан и действует сайт ДОО. Оказание данных услуг осуществляет провайдер ОАО «Уфанет».
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для доступа в здание МДОАУ "Детский сад № 98 г. Орска" предусмотрен пандус. Конструктивные особенности здания МДОАУ "Детский сад № 98 г. Орска" не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
При входе в МДОАУ "Детский сад № 98 г. Орска" прикреплена таблица Брайля с информацией о ДОО.
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
Специальные условия питания
Информация
об условиях питания и охраны здоровья воспитанников, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
в МДОАУ «Детский сад № 98 г. Орска»
В соответствии с ст.41 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации от 21 декабря 2012 года охрана здоровья обучающихся включает в себя:
- Оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья - Медицинское обслуживание воспитанников в образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинское обслуживание воспитанников МДОАУ № 98 обеспечивает детская городская поликлиника № 1 г. Орска на основании действующего договора. МДОАУ № 98 обеспечено медицинской сестрой, имеющей средне профессиональное медицинское образование, обеспечивающей оказание первичной медицинской помощи.
Помещение медицинского кабинета состоит из трех блоков: кабинет приёма, процедурный, изолятор на 2 места. Медицинский кабинет оснащен оборудованием в полном объёме и соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13.
- Организация питания обучающихся - питание детей организовано в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, имеются технологические карты, перспективное меню, разработанное технологами УО, утвержденное Роспотребнадзором. Нормы питания по основным продуктам выполняются. Доставка качественных продуктов производится своевременно и в нужном объеме, согласно заключенных договор с поставщиками. В меню представляется большое разнообразие блюд, повтор которых в течение 20 дней исключен. В рацион питания ребенка включаются овощи, фрукты, соки. В учреждении устанавливается следующая кратность питания детей: в группах с 12 часовым пребыванием детей пятиразовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин); в группе с 10,5 часовым пребыванием четырехразовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник). Контроль за организацией питания и питьевого режима детей в группах проводится заведующим ДОУ и медсестрой во время посещений групп (ежедневных обходов в разные отрезки времени). При этом обращается внимание на соблюдение режима питания, доведение пищи до детей (при необходимости проводится взвешивание порций, взятых со стола), организацию кормления детей.
Пищевой блок оснащен всем необходимым технологическим оборудованием и соответствует современным санитарным и пожарным нормам.
- Определение оптимальной учебной нагрузки, режима занятий и продолжительность каникул - для реализации данного направления разработаны: календарный график, учебный план и режимы дня на холодный и тёплый периоды. Указанные документы утверждены руководителем ДОУ и являются обязательными к исполнению. В каждой возрастной группе в уголке информирования для родителей содержатся режимы дня и расписание образовательной деятельности.
- Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда – данная задача решается в образовательной и самостоятельной деятельности детей. Правильная организация двигательного режима, режимных моментов позволяет педагогам МДОАУ обучать обучающихся навыкам ЗОЖ. Двигательный режим организован следующим образом:
- утренняя гимнастика – ежедневно в зале или на улице (в зависимости от погодных условий);
- динамическая пауза – между занятиями;
- подвижные игры – ежедневно в зале или на улице, подобраны с учетом уровня двигательной активности детей;
- спортивные игры и спортивные упражнения – целенаправленное обучение не реже одного раза в неделю;
- индивидуальная работа по развитию движений – ежедневно во время нерегламентированной деятельности;
- гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами – ежедневно;
- занятия по физической культуре – 3 раза в неделю, подобраны с учетом уровня двигательной активности детей. На физкультурных занятиях осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к детям: при определении нагрузок учитывается уровень физической подготовки и здоровья, половые особенности.
- самостоятельная двигательная деятельность – ежедневно под руководством воспитателей в помещении или на открытом воздухе. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей;
- физкультурно-массовые мероприятия:
- «День здоровья» - 1 раз в квартал;
- физкультурный досуг – 1-2 раза в месяц в помещении или на воздухе;
- физкультурно-спортивные праздники – 2 раза в год;
- дополнительные виды занятий:
В каждой группе ДОУ имеются «Центры здоровья», с необходимым набором спортивного инвентаря (мячи, дуги для подлезания, мешочки для метания, обручи, скакалки, маски для подвижных игр), «дорожки здоровья» для закаливания детского организма, также для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
Также решению задачи по пропаганде и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда способствуют используемые педагогами методы и приёмы: объяснения, поощрения, упражнения. В качестве средств широко применяется наглядный материал по формированию ЗОЖ: «Самомассаж», «Профилактика гриппа и ОРВИ», «Режим дня».
- Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом – Решая задачу совершенствования физкультурно-оздоровительной работы, был осуществлен поиск новых идей физического воспитания, в основу которых заложены подходы, базирующиеся на увеличении резервов здоровья детей, повышения их интереса к физической культуре и спорту.
Для того чтобы компенсировать влияние экологического фактора на здоровье детей, для улучшения экологической ситуации в помещениях детского сада используются бактерицидные лампы.
Созданная система оздоровления детей в учреждении способствует положительному физическому развитию воспитанников. В процессе реализации программы «Здоровье» отмечается положительная тенденция к снижению заболеваемости (уровень физического здоровья детей соответствует стандарту).
Система закаливающих мероприятий разработана и периодически корректируется педагогами совместно с медицинским работником учреждения в соответствии с имеющимися условиями. Основной принцип - постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени процедуры. При осуществлении закаливания учитываются основные принципы:
- закаливающее воздействие вписывается в каждый элемент режима дня;
- закаливание осуществляется на фоне различной двигательной деятельности;
- закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне.
Закаливающие процедуры проводятся воспитателями групп в течение всего года на основе рекомендаций врача-педиатра, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
В МДОАУ осуществляется дифференцированный отбор видов закаливания:
- дневной сон без маек, организуемый в проветренных спальнях;
- гимнастика после сна;
- ходьба по массажным коврикам;
- полоскание полости рта кипяченой водой комнатной температуры, применяемое систематически после каждого приёма пищи и являющееся превосходным средством, предупреждающим заболевания зубов и слизистых полости рта;
- хождение босиком, способствующее поддержанию определённого тонуса сосудистой сети кожи стоп, играющей важную роль в терморегуляции;
- воздушные ванны в сочетании с гимнастикой, подвижными играми, беговыми упражнениями;
- умывание лица водой комнатной температуры;
- влажное обтирание рук, шеи, груди;
- игры с водой.
В осенне-зимний период используются назально оксолиновая мазь, фитонциды, ультрафиолетовое облучение, витаминотерапия, закаливание.
Во всех возрастных группах разработаны комплексы оздоровительных мероприятий с учётом возрастных особенностей детей, которые включают в себя профилактические, физкультурно-оздоровительные, медикаментозные, закаливающие процедуры.
В детском саду сложилась и действует комплексная система физкультурно-оздоровительной работы, основными задачами которой являются:
- создание условий для радостной и содержательной жизни в детском саду;
- обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия;
- формирование жизненно-необходимых двигательных умений и навыков;
- формирование физической и социальной готовности к обучению в школе;
- преодоление недостатков физического развития детей с нарушением речи;
- воспитание сознательного, внимательного отношения к своему здоровью, понимания и стремления к здоровому образу жизни.
В ДОУ разработаны:
- модель основного образования воспитанников ДОУ в области физической культуры;
- комплексная система физкультурно-оздоровительной работы;
- схема осуществления индивидуального подхода в физкультурно-оздоровительной работе.
В каждой группе имеются списки детей с отметкой группы здоровья, часто болеющих, ведется «Журнал здоровья», в котором отмечаются: отклонения в состоянии здоровья детей, физкультурная группа, показатели физического развития, данные по итогам диагностики уровня физического развития, даются рекомендации специалистов.
- Прохождение обучающимися периодических медосмотров и диспансеризации - для объективной оценки состояния здоровья детей и коррекции педагогической деятельности воспитателей по оздоровлению, ежегодно проводятся осмотры детей узкими специалистами: офтальмолог, хирург, отоларинголог, невропатолог, эндокринолог, стоматолог. Педиатр подводит итог осмотров, оценивает физическое, нервно-психическое развитие детей, определяет группу здоровья, затем составляет индивидуальный план оздоровления, даёт рекомендации родителям. Периодичность медосмотров и диспансеризации устанавливается соответствующим графиком детской поликлиникой № 1.
- Профилактику и запрещение курения, употребление алкогольных напитков, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ – в МДОАУ № 98 вопросы по данному направлению периодически рассматриваются на родительских собраниях, оформляются информационные стенды с тематическими выставками «Сообщи, где торгуют смертью» - для родителей воспитанников (в соответствие с месячником ОВД г. Орска).
- Обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющую образовательную деятельность – В МДОАУ № 98 созданы условия, соответствующие требованиям Госпожназора, Роспотребнадзора, охраны труды. Ежеквартально с обучающимися и сотрудниками МДОАУ № 98 проводятся объектовые тренировки по эвакуации детей во время пожара или чрезвычайной ситуации.
- Профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющую образовательную деятельность - реализация данного направления осуществляется в планомерной работе с педагогами МДОАУ № 98 в различных формах работы: инструктаж, педагогические часы, педагогические советы, обучение навыкам оказания первичной помощи.
- Проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий - в ДОУ проводятся профилактические меры по снижению заболеваемости у детей:
- специфическая профилактика: вакцинопрофилактика детей;
- неспецифическая имуннопрофилактика (закаливание): прогулки, хождение босиком, использование массажных дорожек различной фактуры, витаминизация третьего блюда витамином С; фрукты, соки (по меню), проведение точечного массажа и дыхательной гимнастики, воздушные ванны;
- сопровождение адаптационного периода у вновь поступающих детей, после пропусков по болезни, отпуска родителей: соблюдение санитарно – эпидемиологических требований, щадящий режим, сокращение времени пребывания ребенка в ДОУ, сокращение времени прогулки в холодный период; соблюдение режима дня; проведение санитарно-просветительской работы для родителей и воспитателей;
- сезонная профилактика простудных заболеваний: использование лука и чеснока в рационе питании.
В ДОУ с детьми используются нетрадиционные формы организации физкультурно-оздоровительной работы:
- ритмическая гимнастика;
- дыхательная гимнастика (по методу А. Стрельниковой);
- гимнастика после дневного сна (по методу Н.Н. Ефименко);
- пальчиковая гимнастика;
- пассивно-активная гимнастика рук с использованием «руковички-ежика»;
- самомассаж точечный, ушных раковин, ключиц, груди, рук (по Л.А. Уманской);
- спортивные игры.
Таким образом, комплексная система физкультурно-оздоровительной работы способствует оздоровлению детей, повышению медико-педагогических условий для физического развития ребенка. Дети легче адаптируются, а значит, направление работы ДОУ и выработанная система деятельности педагогического коллектива оправдывает свое предназначение, позволяя нашим воспитанникам быть физически, душевно и социально более благополучными при переходе к школьному обучению.
Специальные условия охраны здоровья
Информация
об условиях охраны здоровья воспитанников, приспособленных для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
в МДОАУ «Детский сад № 98 г. Орска»
В соответствии с ст.41 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации от 21 декабря 2012 года охрана здоровья обучающихся включает в себя:
- Оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья - Медицинское обслуживание воспитанников в образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинское обслуживание воспитанников МДОАУ № 98 обеспечивает детская городская поликлиника № 1 г. Орска на основании действующего договора. МДОАУ № 98 обеспечено медицинской сестрой, имеющей средне профессиональное медицинское образование, обеспечивающей оказание первичной медицинской помощи.
Помещение медицинского кабинета состоит из трех блоков: кабинет приёма, процедурный, изолятор на 2 места. Медицинский кабинет оснащен оборудованием в полном объёме и соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13.
- Определение оптимальной учебной нагрузки, режима занятий и продолжительность каникул - для реализации данного направления разработаны: календарный график, учебный план и режимы дня на холодный и тёплый периоды. Указанные документы утверждены руководителем ДОУ и являются обязательными к исполнению. В каждой возрастной группе в уголке информирования для родителей содержатся режимы дня и расписание образовательной деятельности.
- Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда – данная задача решается в образовательной и самостоятельной деятельности детей. Правильная организация двигательного режима, режимных моментов позволяет педагогам МДОАУ обучать обучающихся навыкам ЗОЖ. Двигательный режим организован следующим образом:
- утренняя гимнастика – ежедневно в зале или на улице (в зависимости от погодных условий);
- динамическая пауза – между занятиями;
- подвижные игры – ежедневно в зале или на улице, подобраны с учетом уровня двигательной активности детей;
- спортивные игры и спортивные упражнения – целенаправленное обучение не реже одного раза в неделю;
- индивидуальная работа по развитию движений – ежедневно во время нерегламентированной деятельности;
- гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами – ежедневно;
- занятия по физической культуре – 3 раза в неделю, подобраны с учетом уровня двигательной активности детей. На физкультурных занятиях осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к детям: при определении нагрузок учитывается уровень физической подготовки и здоровья, половые особенности.
- самостоятельная двигательная деятельность – ежедневно под руководством воспитателей в помещении или на открытом воздухе. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей;
- физкультурно-массовые мероприятия:
- «День здоровья» - 1 раз в квартал;
- физкультурный досуг – 1-2 раза в месяц в помещении или на воздухе;
- физкультурно-спортивные праздники – 2 раза в год;
- дополнительные виды занятий:
В каждой группе ДОУ имеются «Центры здоровья», с необходимым набором спортивного инвентаря (мячи, дуги для подлезания, мешочки для метания, обручи, скакалки, маски для подвижных игр), «дорожки здоровья» для закаливания детского организма, также для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
Также решению задачи по пропаганде и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда способствуют используемые педагогами методы и приёмы: объяснения, поощрения, упражнения. В качестве средств широко применяется наглядный материал по формированию ЗОЖ: «Самомассаж», «Профилактика гриппа и ОРВИ», «Режим дня».
- Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом – Решая задачу совершенствования физкультурно-оздоровительной работы, был осуществлен поиск новых идей физического воспитания, в основу которых заложены подходы, базирующиеся на увеличении резервов здоровья детей, повышения их интереса к физической культуре и спорту.
Для того чтобы компенсировать влияние экологического фактора на здоровье детей, для улучшения экологической ситуации в помещениях детского сада используются бактерицидные лампы.
Созданная система оздоровления детей в учреждении способствует положительному физическому развитию воспитанников. В процессе реализации программы «Здоровье» отмечается положительная тенденция к снижению заболеваемости (уровень физического здоровья детей соответствует стандарту).
Система закаливающих мероприятий разработана и периодически корректируется педагогами совместно с медицинским работником учреждения в соответствии с имеющимися условиями. Основной принцип - постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени процедуры. При осуществлении закаливания учитываются основные принципы:
- закаливающее воздействие вписывается в каждый элемент режима дня;
- закаливание осуществляется на фоне различной двигательной деятельности;
- закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне.
Закаливающие процедуры проводятся воспитателями групп в течение всего года на основе рекомендаций врача-педиатра, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
В МДОАУ осуществляется дифференцированный отбор видов закаливания:
- дневной сон без маек, организуемый в проветренных спальнях;
- гимнастика после сна;
- ходьба по массажным коврикам;
- полоскание полости рта кипяченой водой комнатной температуры, применяемое систематически после каждого приёма пищи и являющееся превосходным средством, предупреждающим заболевания зубов и слизистых полости рта;
- хождение босиком, способствующее поддержанию определённого тонуса сосудистой сети кожи стоп, играющей важную роль в терморегуляции;
- воздушные ванны в сочетании с гимнастикой, подвижными играми, беговыми упражнениями;
- умывание лица водой комнатной температуры;
- влажное обтирание рук, шеи, груди;
- игры с водой.
В осенне-зимний период используются назально оксолиновая мазь, фитонциды, ультрафиолетовое облучение, витаминотерапия, закаливание.
Во всех возрастных группах разработаны комплексы оздоровительных мероприятий с учётом возрастных особенностей детей, которые включают в себя профилактические, физкультурно-оздоровительные, медикаментозные, закаливающие процедуры.
В детском саду сложилась и действует комплексная система физкультурно-оздоровительной работы, основными задачами которой являются:
- создание условий для радостной и содержательной жизни в детском саду;
- обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия;
- формирование жизненно-необходимых двигательных умений и навыков;
- формирование физической и социальной готовности к обучению в школе;
- преодоление недостатков физического развития детей с нарушением речи;
- воспитание сознательного, внимательного отношения к своему здоровью, понимания и стремления к здоровому образу жизни.
В ДОУ разработаны:
- модель основного образования воспитанников ДОУ в области физической культуры;
- комплексная система физкультурно-оздоровительной работы;
- схема осуществления индивидуального подхода в физкультурно-оздоровительной работе.
В каждой группе имеются списки детей с отметкой группы здоровья, часто болеющих, ведется «Журнал здоровья», в котором отмечаются: отклонения в состоянии здоровья детей, физкультурная группа, показатели физического развития, данные по итогам диагностики уровня физического развития, даются рекомендации специалистов.
- Прохождение обучающимися периодических медосмотров и диспансеризации - для объективной оценки состояния здоровья детей и коррекции педагогической деятельности воспитателей по оздоровлению, ежегодно проводятся осмотры детей узкими специалистами: офтальмолог, хирург, отоларинголог, невропатолог, эндокринолог, стоматолог. Педиатр подводит итог осмотров, оценивает физическое, нервно-психическое развитие детей, определяет группу здоровья, затем составляет индивидуальный план оздоровления, даёт рекомендации родителям. Периодичность медосмотров и диспансеризации устанавливается соответствующим графиком детской поликлиникой № 1.
- Профилактику и запрещение курения, употребление алкогольных напитков, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ – в МДОАУ № 98 вопросы по данному направлению периодически рассматриваются на родительских собраниях, оформляются информационные стенды с тематическими выставками «Сообщи, где торгуют смертью» - для родителей воспитанников (в соответствие с месячником ОВД г. Орска).
- Обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющую образовательную деятельность – В МДОАУ № 98 созданы условия, соответствующие требованиям Госпожназора, Роспотребнадзора, охраны труды. Ежеквартально с обучающимися и сотрудниками МДОАУ № 98 проводятся объектовые тренировки по эвакуации детей во время пожара или чрезвычайной ситуации.
- Профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющую образовательную деятельность - реализация данного направления осуществляется в планомерной работе с педагогами МДОАУ № 98 в различных формах работы: инструктаж, педагогические часы, педагогические советы, обучение навыкам оказания первичной помощи.
- Проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий - в ДОУ проводятся профилактические меры по снижению заболеваемости у детей:
- специфическая профилактика: вакцинопрофилактика детей;
- неспецифическая имуннопрофилактика (закаливание): прогулки, хождение босиком, использование массажных дорожек различной фактуры, витаминизация третьего блюда витамином С; фрукты, соки (по меню), проведение точечного массажа и дыхательной гимнастики, воздушные ванны;
- сопровождение адаптационного периода у вновь поступающих детей, после пропусков по болезни, отпуска родителей: соблюдение санитарно – эпидемиологических требований, щадящий режим, сокращение времени пребывания ребенка в ДОУ, сокращение времени прогулки в холодный период; соблюдение режима дня; проведение санитарно-просветительской работы для родителей и воспитателей;
- сезонная профилактика простудных заболеваний: использование лука и чеснока в рационе питании.
В ДОУ с детьми используются нетрадиционные формы организации физкультурно-оздоровительной работы:
- ритмическая гимнастика;
- дыхательная гимнастика (по методу А. Стрельниковой);
- гимнастика после дневного сна (по методу Н.Н. Ефименко);
- пальчиковая гимнастика;
- пассивно-активная гимнастика рук с использованием «руковички-ежика»;
- самомассаж точечный, ушных раковин, ключиц, груди, рук (по Л.А. Уманской);
- спортивные игры.
Таким образом, комплексная система физкультурно-оздоровительной работы способствует оздоровлению детей, повышению медико-педагогических условий для физического развития ребенка. Дети легче адаптируются, а значит, направление работы ДОУ и выработанная система деятельности педагогического коллектива оправдывает свое предназначение, позволяя нашим воспитанникам быть физически, душевно и социально более благополучными при переходе к школьному обучению.
Доступ к информационным системам
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленных для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Одним из инновационных направлений деятельности МДОАУ «Детский сад № 98 г. Орска» является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог МДОАУ «Детский сад № 98 г. Орска» может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач в рамках включения в образовательную деятельность мультимедиа-материалов (видео, звука, иллюстрационного материала и др.).
В МДОАУ «Детский сад № 98 г. Орска» функционирует электронная почта, имеется выход в интернет, разработан и действует сайт МДОАУ «Детский сад № 98 г. Орска» Координация и информационно – методическое обеспечение осуществляется старшим воспитателем ДОУ.
В МДОАУ «Детский сад № 98 г. Орска» разработано и утверждено «Положение об официальном сайте в сети-Интернет».
Аудитория сайта: педагоги, родители, дошкольники, социальные партнеры, органы управления образования города и области.
Доступ к информационным системам осуществляется в соответствии с Правилами использования сети Интернет.
Электронные образовательные ресурсы
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
1. Электронные пособия для музыкального воспитания дошкольников (сопровождение программы "Ладушки")
2. И.Каплунова, И.Новоскольцева "Праздник каждый день" (младшая группа) [Электронный ресурс] : библиотека программы "Ладушки"- 2 эл. опт. диск (CD-ROM) - СПб: ООО" Лансье", 2011.
3. И.Каплунова, И.Новоскольцева "Праздник каждый день" (средняя группа) [Электронный ресурс] : библиотека программы "Ладушки"- 2 эл. опт. диск (CD-ROM) - СПб: ООО" Лансье", 2011.
4. И.Каплунова, И.Новоскольцева "Праздник каждый день" (старшая группа) [Электронный ресурс] : библиотека программы "Ладушки"- 3 эл. опт. диск (CD-ROM) - СПб: ООО" Лансье", 2011.
5. И.Каплунова, И.Новоскольцева "Праздник каждый день" (подготовительная группа) [Электронный ресурс] : библиотека программы "Ладушки"- 5 эл. опт. диск (CD-ROM) - СПб: ООО"Лансье", 2011.
6. И.Каплунова, И.Новоскольцева "Ясельки" планирование и репертуар музыкальных занятий для самых маленьких [Электронный ресурс] : библиотека программы "Ладушки"- 2 эл. опт. диск (CDROM) - СПб: ООО" Лансье", 2011.
7. И.Каплунова, И.Новоскольцева "Цирк! цирк! цирк!" [Электронный ресурс] : библиотека программы "Ладушки"- 1 эл. опт. диск (CD-ROM) - СПб: ООО" Лансье", 2011.
8. И.Каплунова, И.Новоскольцева "Зимние забавы" [Электронный ресурс] : библиотека программы "Ладушки"- 1 эл. опт. диск (CD-ROM) - СПб: ООО" Лансье", 2011.
9. И.Каплунова, И.Новоскольцева "Топ-топ, каблучок" [Электронный ресурс] : библиотека программы "Ладушки"- 2 эл. опт. диск (CD-ROM) - СПб: ООО" Лансье", 2011.
10. И.Каплунова, И.Новоскольцева "Потанцуй со мнойдружок" [Электронный ресурс] : библиотека программы "Ладушки"- 1 эл. опт. диск (CD-ROM) - СПб: ООО" Лансье", 2011.
11. И.Каплунова, И.Новоскольцева "Праздник шаров" [Электронный ресурс] : библиотека программы "Ладушки"- 2 эл. опт. диск (CD-ROM) - СПб: ООО"Лансье", 2011.
12. И.Каплунова, И.Новоскольцева "Привет,Олимпиада" [Электронный ресурс] : библиотека программы "Ладушки"- 2 эл. опт. диск (CD-ROM) - СПб: ООО" Лансье", 2011.
13. И.Каплунова, И.Новоскольцева "Необыкновенные путешествия" [Электронный ресурс] : библиотека программы "Ладушки"- 2 эл. опт. диск (CD-ROM) - СПб: ООО"Лансье", 2011.
14. И.Каплунова "Наш веселый оркестр" [Электронный ресурс] : библиотека программы "Ладушки"- 2 эл. опт. диск (CD-ROM) - СПб: ООО"Лансье", 2011.
15.С.П. Олейников, Г.Г. Телюкова «Оперативный контроль в ДОУ», компакт-диск, Издательство «Учитель» 2014г. программно- диагностический комплекс. Программный продукт Сонато ДО. (CD-ROM)
16. Индивидуальный методический маршрут воспитателя ДОО; Издательство «Учитель» СD мультимедийное сопровождение.
17.Раз, два, три, говори! Mersibo.ru Игры с микрофоном. Игры для неговорящих детей Активизация речи детей. (CD-ROM)
18. Речевой экспресс. Развивающие игры для детей с ОНР. Mersibo.ru (CD-ROM)
19. Сборник нормативных документов по охране труда. Учебный центр социальных технологий, г. Оренбург, июль 2014 г
20. Электронное пособие «Мир природы».
21. Электронное пособие «Интеграция познавательного и физического развития дошкольников «Экология движения»».
Специальные технические средства обучения
не имеется